Меню
12+

«Сельская новь». Еженедельная газета Заларинского района Иркутской области

16.11.2017 08:45 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 10.11.2017 г.

Будни убойного отдела

Автор: Светлана Суханова

Погоня, перестрелки, засады в темноте, разоблачение хитроумных планов…Таким представляют уголовный розыск в сериалах. Но, как говорят сами оперативники, романтический налет киношной работы имеет мало общего с реальной – тяжелой, кропотливой и опасной. Какие же они в действительности — будни в угро, мы попытались выяснить у оперов Заларинской полиции.

Алексей Выборов в уголовном розыске более 10 лет. Майор. Чуть меньше года исполняет обязанности начальника отдела уголовного розыска, вместо ушедшего на пенсию Владимира Хушеева. На счету десятки раскрытых преступлений: убийства, кражи, успешные случаи розыска преступников и людей, пропавших без вести, установление личности неопознанных трупов. Кстати, газета писала о нем, когда выпускник юрфака только начинал свой путь в этом отделе в качестве стажера. Еще тогда начальник полиции сказал, что у парня хорошие задатки к оперативной работе, будет из него толк. Отслужив армию, Алексей вернулся в РОВД…

В тесном взаимодействии с ОУР работают опера из ГЭБиПК – группы экономической безопасности и противодействия коррупции и ГКОН – группы по контролю за оборотом наркотиков. Все три группы подчиняются заместителю начальника полиции МО МВД «Заларинский» по оперативной работе Виктору Трифонову. Специфика службы такова, что трудно собрать всех вместе. У каждого не по одному делу в разработке. Поэтому они постоянно в бегах, в поисках информации, свидетелей, вещдоков. Вот и разговор с Алексеем происходит практически на ходу, прерываясь телефонными звонками, приходом-уходом коллег. В минуту затишья успеваю задать вопрос, который интересует больше всего – о самом сложном и запомнившемся преступлении. Майор на минуту задумывается.

- Их было слишком много, сразу не назовешь. Но одно из последних, которое запомнилось – убийство таксиста в прошлом году. Оно из разряда не очевидных, нам не за что было зацепиться. Отработали десятки подозреваемых, в том числе и ранее судимых. И тут выяснили, что один из воспитанников ОСРЦ в этот день ушел и не возвращался. Начали раскручивать, оказалось — причастен. Потом вышли и на остальных. Самое страшное, они до сих пор не осознают, что натворили.

Зачастую операм приходится не только разыскивать преступников, но и гоняться за ними в прямом смысле. Вот здесь действительно, бывает как в кино. А.Выборов вспоминает шокирующий случай поджога пенсионерки в Хотхоре, который произошел в прошлом году. Когда вышли на преступников, при задержании один бросился бежать. Алексей Андрей Шабля преследовали отморозка целых 8 км. Догнали… Еще было дело: выехали как-то по сигналу в рейд в лес в район Троицка. Слышат, трактор работает. Решили проверить. Водитель увидел полицейскую машину и по газам. А там местность неровная — кочки, овраги. «Нива» в которой сидели Алексей и Алихан Амчиев, встала. Тогда Алихан выскочил из неё и бегом за трактором.

- Я бежал, а Алексей потихоньку ехал следом. Километра три пришлось мчаться, но догнал. За людьми легче бегать, они устают. А техника-то нет, — добавляет с улыбкой вошедший в кабинет А.Амчиев.

Пока Алексей ходил туда-сюда, коллеги успели рассказать, что нынче во время одной погони по лесу он сломал ногу. Но даже будучи на костылях, умудрился задержать еще одного преступника – квартирного вора.

Иногда преступление удается раскрыть лишь спустя несколько лет. Ну не получилось по горячим следам, не хватило доказательств, чтобы наказать какого-нибудь негодяя. И вдруг появляется зацепка: кто-то, где-то, кому-то сказал лишнее. Начинают снова работать и выходят-таки на преступников.

- Правда, иногда они и сами прокалываются, — замечает Алексей. — К примеру, в прошлом году так удалось раскрыть серию квартирных краж. Вор был из Черемхово, приезжал сюда на электричке. Отжимал стеклопакет в пластиковом окне отверткой, потом сам показал мне, как, вынимал его, проникал внутрь, не оставляя никаких следов. И так же уходил обратно. Однажды он снимал деньги с чужой пластиковой карты в банкомате в банке, и видеокамера это зафиксировала. Несмотря, что был в капюшоне, по силуэту установили личность. И взяли. Доказали его причастность во всех 13 эпизодах.

Опыт, смекалка, хватка, конечно же, приходят со временем. Не зря сами опера говорят – чтобы стать настоящим сыскарем, нужно лет 10. За это время изучишь контингент, местность. И в некоторых случаях уже примерно знаешь круг подозреваемых. Еще оперативник должен быть не только внимательным, но и коммуникабельным, уметь разговорить любого человека. Он первый приезжает на место преступления с участковым и судмедэкспертом и получает информацию, от которой нередко зависит исход дела. Иногда, чтобы выяснить одну небольшую деталь, нужно опросить десятки соседей, родственников. Уже потом, анализируя информацию, составляют в голове определенную картину: что и как произошло, какое оружие, какой мотив.

Кстати, чаще всего, по словам оперативников, убивают и наносят тяжкие телесные обычным кухонным ножом. А первым шагом на пути к преступлению становится совместное распитие спиртных напитков. Это самая банальная ситуация: сначала вместе пьют, потом один втыкает в другого нож. Вообще, начиная свой рабочий день, оперативники не знают, чем он может закончиться – погоней, перестрелкой, засадой или выездом на обычные семейные разборки. Ко всему они должны быть готовы ежечасно. И главное в этом случае – кто рядом, кто готов прикрыть, если что…

- У нас отличная команда, с которой легко работается, — говорит А.Выборов. – Самые «старые» — мы с Андреем Шабля. Пока небольшой стаж у Сергея Гергушкина, Григория Зурбанова, Владимира Ванюкова, Алихана Амчиева, делопроизводителя Марины Волковой. Но все понимают друг друга с полуслова, потому что опера не только по профессии, но и по складу ума, характера и, не побоюсь этого слова, по зову сердца. Всем нам нравится эта нелегкая, но такая интересная работа. Получаешь особое удовлетворение, распутав очередную преступную загадку и поймав виновного. Тем более, если это тяжкое и особо тяжкое преступление. Хотя к тем, кто замешан в убийстве, отношение после решения суда всегда однозначное — мало дали…

После очередного звонка Алексей прощается и убегает. А я интересуюсь у Марины, как получилось, что она — первая девушка в «убойном» отделе? Говорит, что хотела стать экспертом-криминалистом, как отец Александр Волков, 11 лет проработавший в этой профессии. В полицию попала после окончания Иркутского филиала Всероссийского государственного университета Министерства юстиции. До этого были медицинский колледж, работа в реанимации в отделении неотложной кардиологии и терапии. «Так что крови и трупов не боюсь». Пока её обязанности – оформление разных документов. «Для оперов смерти подобно готовить справку, отчет. Им надо ехать, бежать, догонять, а тут нужно какую-то бумажку составлять, поэтому большая часть бумажной работы на мне», — признается Марина. Но задатки для работы оперуполномоченным, по словам руководителя, у неё есть. Поэтому раскрытие преступлений еще впереди. Желаем всем операм успехов в нелегкой работе и надежного семейного тыла!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

154