Меню
12+

«Сельская новь». Еженедельная газета Заларинского района Иркутской области

25.03.2015 14:44 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 20.03.2015 г.

Класс мой выпускной... 1942 года

Автор: Елена Громова

Елена Громова в молодости

В редакцию пришло замечательное письмо с воспоминаниями о школе и одноклассниках от Елены Ивановны Громовой. Она выпускница 1942 года Заларинской СОШ №1. Ей 90 лет, почти всю жизнь отработала в Иргиредмете, защитила диссертацию, имеет звание кандидата геолого-менералогических наук. Живет в Иркутске, раньше часто бывала в Заларях у сестры В.И.Едаковой. Будучи в Иркутске, мы заехали к ней и сделали фото, чтобы земляки увидели и вспомнили этого неординарного человека. 

"Чем дальше в жизнь, тем дороже прошлое. И вот я, в свои 90 лет, накануне 80-летия Заларинской средней школы №1 и 70-летия Великой победы решила поделиться своими воспоминаниями о школе и моем классе (выпуск 1942 года).

15 июня 1941 года проводили в большую жизнь десятиклассников (четвертый выпуск школы). Был хороший, по тем временам, выпускной вечер, на который были приглашены и мы, девятиклассники. После торжественной части, вручения аттестатов, застолья, были танцы. С.Е. Лапшин – классный руководитель выпускников, читал свои стихи и главу из своей книг «Достижение цели», а новый молодой обаятельный директор школы И.А.Смирнов – рассказ Зощенко «Монтер». У всех были свои планы. Многие собирались поступать в вузы. Но все надежды сорвала начавшаяся война, о которой мы узнали по радио из сообщения В.М.Молотова.

Началась мобилизация. Призвали нашего директора И.А.Смирнова, учителя военного дела И.В.Горохова, учителя истории М.М.Кузь-Кузьменко, некоторых выпускников. Школьное здание, в котором учились старшие классы, освободили под госпиталь. Директором назначили К.А.Рябову, организовали курсы медсестер, вела их врач Н.Н.Горохова, обучала нас азам латыни, уходу за больными-ранеными. Но окончить курсы не удалось, так как началась уборочная страда, и всех школьников, начиная с 5 класса, отправили в колхозы. 5-7 классы работали в колхозе «Доброволец» на копке картофеля, а старшеклассники – в колхозе «Ленинский боец» на уборке зерновых: на комбайне, молотилке, клейтоне. Учебный год начался лишь в середине октября в здании начальной школы, построенной еще в дореволюционное время. Учились в три смены. Сдавали нормы на звание сандружинниц, ходили в военизированный поход под руководством военрука Баярова, собирали металлолом.

Однажды всех наших мальчиков вызвали в военкомат, а девятиклассники на дверь нашего класса повесили объявление «Все ушли на фронт». Мы, дурочки-девчонки, попрятались, сорвали урок физики, за что я – староста и Поля Катульская – комсорг, получили по выговору.

Вскоре проводили в армию Михаила Крутелева, Анатолия Онищенко, Артема Харковца. Они проходили подготовку в шестимесячном училище воентехников в Томске. Затем ушли в армию Рафаэль Хакимов, Владимир Сосин, Андрей Медведников, Андрей Тумаков. Они учились на курсах командного состава. Все они были активными, спортивными ребятами класса, еще не повзрослевшими, еще не влюбившимися, еще не расставшимися с некоторыми детскими шалостями. Окончили 10 класс с нами Абдрахман Галеев, Василий Ланкин, Александр Муратов, Виктор Сивцев, Генрих Цишковский. Кто-то из них не достиг еще призывного возраста, кто-то задержался из-за болезни. Все они были призваны позже. Ребята, пока проходили армейскую службу, писали нам письма: кто на класс, кто отдельно своим симпатиям. Был призыв в армию и девушек. Уехала в Читу на курсы радистов Поля Войтасик. В классе стало тихо, мы все повзрослели, следили за печальными сводками совинформбюро по радио, читали газеты. В селе и школе появились эвакуированные.

Наш  выпускной вечер 30 мая был очень скромный. Нас даже не сфотографировали классом. Я и Поля Катульская получили аттестаты отличников и похвальные грамоты с правом поступления в любой вуз без экзаменов. Родителей на вечер не приглашали, но мой 60-летний папа Иван Яковлевич Громов пришел, и его посадили в президиум. После официальных выступлений классного руководителя И.Х.Эммауского, С.Е.Лапшина, представителя районо и мой папа тоже выступил с напутственными словами и пожеланиями.

Лето 1942 года многие одноклассники работали: П.Катульская и А.Муратов – в райкоме комсомола, многие – в колхозах. Я в числе десяти девушек района была мобилизована на строительство железной дороги в районе поселка Мельниково. Только осенью меня отпустили на учебу в Иркутский горно-металлургический институт. Мне было 17 лет, начался период голодного и холодного студенчества. Из  нашего выпуска поступили в вузы: З.Распутина, В.Вечеренкова, Е.Иванова (пед.институт), П.Катульская, З.Эшенбах (институт дорожного транспорта), Р. Зарыбкина. Ребятам начать учебу в институтах не пришлось – всех забрали в армию.

Как сложилась судьба моих одноклассников? На фронтах войны в боях за Родину погибли: Артем Харковец, Рафаэль Хакимов, Андрей Медведников. Не успел доехать  до фронта, погиб при бомбежке поезда Александр Муратов. Их имена начертаны на памятнике в школе и на обелиске площади поминовения. Я не знаю, где они воевали, где погибли, где захоронены. В моей памяти они остались молодыми жизнерадостными ребятами. Надеюсь, что материалы о них есть в районном краеведческом и школьном музеях (о Рафаэле Хакимове есть публикация в сборнике «Навеки с малой Родиной»). Вернулись инвалидами Анатолий Онищенко и Абрахман Галеев. Михаил Крутелев и Владимир Сосин прослужили в рядах армии кадровыми военными вплоть до отставки по возрасту. В.Сосин во время Карибского кризиса служил на Кубе. Другие ребята, уцелевшие во время войны, вернулись из армии, поступили в вузы, получили специальности и достойно трудились.

Мои одноклассники разъехались по всей стране. Среди них были научные и партийные работники, преподаватели вузов, школ, профессиональных училищ (в том числе директора школ), военные, геологи, инженеры ж/д транспорта, работники банков и др. Остались верными своей малой Родине Е.Иванова – работала директором ЗОШ и А. Тумаков – трудился на механическом заводе.

Хочется особо отметить моих преданных подруг (до ухода их из жизни). Лизу Иванову и Лидочку Муратову. Лидия не окончила с нами школу, после 7 класса она пошла в Иркутское медучилище, участвовала в войне с Японией. После какое-то время работала в Заларях и всю последующую жизнь – в медсанчасти Ангарского нефтехимического комбината. О ней есть стенд в Ангарском музее. Она никогда не прерывала связи со своими одноклассниками и вместе с Лизой была инициатором встреч, к сожалению, малочисленных.

 

О школе

Средняя школа была единственной в районе. Учились в ней дети из многих сел и деревень (Сорты. Холмогой, Тыреть, Нукуты, Ремезовский, Савинова и др). Общежития не было, и иногородние ученики жили у родственников, знакомых, у одноклассников. Никакого постоянного транспорта не существовало, и эти дети добирались домой на попутных подводах, часто пешочком. Велосипеды были роскошью и имели их редкие счастливчики. В нашей семье жили сначала сестры Кочеванские, а затем сестры Катульские. На всю семью были только две кровати и мы, дети. Спали зимой на полатях, летом – на сеновале. Занимались все четверо (еще моя младшая сестренка) за одним большим столом при керосиновой лампе. Писали ручками с металлическими перьями, макая их в чернила.

Школа размещалась в трех деревянных зданиях с печным отоплением. Не было ни актового, ни спортивного залов, ни спортинвентаря, никаких секций, кружков. Но работали пионерская и комсомольская организации, выпускались стенгазеты, очень редко устраивались вечера и олимпиады художественной самодеятельности. Главные развлечения были в районном клубе (кино, танцы).

 

О моих учителях

Запомнились на всю жизнь замечательные учителя начальных классов Анна Михайловна Бондаренко и Глафира Никитична Масленок (училась у нее в четвертом классе). В средней школе преподавали: Павел Иванович Перфильев – красивый, обаятельный, спокойный преподаватель всех естественных наук. Сергей Яковлевич Лапшин, наделенный юмором и иронией, талантливы преподаватель русского языка и литературы, главный организатор литературно-музыкальных вечеров. Иван Христофорович Эммауский – математик, классный руководитель (9 и 10 кл.), хороший педагог, бывший аристократ, любивший спиртное. Одинокий, неухоженный, всегда в стежонке. Ему ученики подарили белую косоворотку, которую он сразу же надел. Трагически погиб во время пожара. Клавдия Александровна Рябова – ветеран школы, неизменный учитель географии, дважды орденоносец, сменившая И.В.Смирнова на посту директора школы в начале войны. М.М.Кузь-Кузьменко – историк, первый директор средней школы. С.В. Горохов – преподаватель военного дела, ветеран школы, один из первых директоров. В.Н.Сивцев (отец моего одноклассника Виктора) и Ф.Г.Муратов (отец одноклассников Лидии и Александра) – преподававшие математические науки в 5-7 классах. Молодые, начинающие тогда педагогическую деятельность, Е.В.Барановская (химия) и И.В.Айдаров (физика) и симпатичная новичок-историк Н.Кольцова, сменившая М.М.Кузь-Кузьменко.

Иван Анатольевич Смирнов – молодой, обаятельный, энергичный директор школы в 1941-начале 1942. В него влюблялись старшеклассницы. Был мобилизован в армию, и дальнейшая его судьба мне неизвестна.

К сожалению, нам не преподавали черчение, рисование, астрономию, пение и даже физкультуру. Обо всех, кто учил меня в школе, я вспоминаю с благодарностью.

 

О нашей жизни того времени

Жили все очень скромно, экономно, в сравнении с современной жизнью, даже бедно. Не было заметного расслоения по имуществу, не было зависти. Одеты мы были очень просто. Зимою все носили валенки, в основном, кустарного производства. Одежду нам часто шили-перешивали из недоношенной родительской, перелицовывали. Многие носили стежонки – очень дешевые куртки из хлопчатобумажной ткани, на вате.

К родителям относились с уважением и не были требовательными, довольствовались тем, что они могли дать. В семьях, особенно деревенских, всегда было много работы, и дети никогда не бездельничали. Трудолюбие прививалось с раннего детства. Это пригодилось и во взрослой жизни.

Я и другие мои одноклассницы, хотя и не были в действующей армии, не подвергались ежедневной опасности быть ранеными или убитыми, но войну мы все равно остро ощущали. Вся тыловая жизнь была подчинена фронту и не была легкой. Оглядываясь назад и осмысливая прошлое, я очень сожалею, что мало знаю о взрослой жизни моих одноклассников. Но уверена, что все они трудились на разных участках нашей мирной жизни честно и добросовестно".

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

588