Меню
12+

«Сельская новь». Еженедельная газета Заларинского района Иркутской области

04.06.2021 10:56 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 04.12.2020 г.

Долгая дорога в тюрьму

Автор: Анна Александрова
корреспондент

Подсудимый, меняя адвокатов, остановился на Владимире Гирине, защищающего клиента очень рьяно

Почти три года длились следственные и судебные разбирательства и, наконец-то, в сентябре текущего года грабителю Петру Глебову вынесен приговор. Три года он уже всячески проволокитил. И это притом, что дело-то очевидное. Его подельника – юного Сашу Васильева – задержали с телефоном-айфоном, принадлежащем главному редактору, на второй день. Неискушённый воришка тут же сдал опытного преступника, который все следствие и суды отрицал причастность к грабежу. Полицейские со стажем нас предупредили: «Это такая мразь – хитрая, лживая, сумевшая в своё время отмазаться от более тяжкого злодеяния». После это мнение подтвердили знавшие его земляки и даже неблизкие родственники негодяя.

Преступление было спланировано

Пётр Глебов, войдя в доверие к одинокой Марине Петуховой, показался той воспитанным и культурным человеком. Как человек «верующий», не терпел матов. Верстальщица редакции верила ему, коллегам осторожно рассказывала, что у неё появился хороший (даже богатый) любовник. Но имя не озвучивала. Скорее всего, опытный уголовник умело руководил отношениями и настроил женщину не разглашать имя. Иначе кто-нибудь, да догадался бы и открыл глаза влюблённой дурочке, ведь Глебов уже был известен неблаговидными поступками. К тому же всю жизнь нигде не работал и только можно догадываться, как человек добывал средства для существования. Но по ушам одинокой женщины, нуждающейся в поддержке, проехал хорошо. Да так, что имея двоих взрослых детей, она рожает от Глебова третьего ребёнка. А Казанова, выведав о финансовых делах редакции, уже составил план действий. Понял, что какие-то деньги в сейфе бухгалтерии есть. В коллективе готовились к Новому году. Копили средства на подарки детям и поощрения сотрудникам. Прохиндей просчитал, что в ночь нападения дежурить будет женщина – с ней-то справиться легче! Тут вышла ошибочка – за неё пришёл поработать муж, что разрешалось руководителем. Кроме того, с одним из трёх сторожей, Пётр учился в Заларинском училище, важно было не пересечься и с ним. После преступления женщина-сторож рассказывала, что помнит, как некто высматривал редакцию со стороны заброшенной типографии. Но никому и в голову не пришло, что редакцию могут ограбить. Никогда и нигде в области специального налёта на организацию, изготавливающую газету, не было. Зафиксирован единственный инцидент в Ангарске – взрыв по политическим мотивам во время выборной кампании. Редакция не магазин и не киоск, где можно хорошо поживиться. Так что в нашем случае очевидна наводка.

Полицейские убойного отдела – люди с чуйкой – преступников вычислили быстро. Вот как на суде признавался молодой подельник Васильев:

- Я чистил около дома снег, подошёл Глебов и спросил: «Заработать хочешь? Я не отказался. Договорились встретиться на другой день. Прихожу часа в 2-3 к мосту (через Заларинку, в районе Горки). Глебов ждёт, в руках у него клетчатая сумка. Задами пробирались к редакции. Он сказал, чтобы я сидел на углу. Минут через 30 зовёт. Перелажу через забор, вижу, лежит человек. На снегу кровь. Глебов связал его шнурком. Затащили сторожа в помещение редакции, положили вниз головой на кухне. Глебов ходил по редакции, слышно было, как вскрывал сейфы. Я потом прошёл по коридору, заглянул в кабинет, увидел открытую дверь. На полу лежал сейф, увидел телефон, взял. Глебов нёс сумку, сказал, потом рассчитается. Когда вышли на улицу, вызвал такси. Доехали до ул. Г.Васильева. Глебов сказал: «Потом придёшь. Куртку (синюю) сожги».

Как позже выяснилось, Васильев оказался молодой, да ранний. Ещё и сирота – наставить на путь истинный некому. Ему на тот момент было 20 лет, но он уже ходил под условным сроком. Да ещё породнился с криминальной семьёй – жена оказалась племянницей Глебова. Что называется, рыбак рыбака видит издалека. Его преступление рассматривалось в особом порядке. Но чем дольше шли разбирательства, тем больше лилось вранья, да и влияние матёрого уголовника и, возможно, родственников сказывалось. Так что впоследствии юный компаньон даже заявлял, что оговорил дядьку, выдумывал новые истории, а находясь на свободе, совершил ещё одно нападение – ограбление кассы агропромснаба. Похоже, его криминальная дорожка в тюрьму когда-нибудь, да приведёт.

Полиция сработала хорошо, но не отлично

Хорошо то, что преступников задержали быстро: связь сотрудницы с криминальным элементом установлена, остальное дело техники. Расследование вела самый опытный на 2017 год следователь Аюна Доржеева. Весь коллектив редакции допрашивался единолично и многократно. Мы так и не поняли зачем? Кроме руководителя и сторожей, пояснения давали все, причём, однотипные, ведь никто ничего не видел. Зато наводчица Марина с маленьким ребёнком оказалась защищена законом, даже обыск у неё провести не могли. В полиции предполагали, что Глебов мог спрятать награбленное во дворе у сожительницы. К сожалению, похищенные награды – золотое перо, колье ручной работы «акула пера», так и не вернули редактору газеты. В редакции смирились с тем, что Глебов разгромил два сейфа (купили новые), похитил деньги в сумме около 80 тысяч рублей, фотоаппарат. Уголовники не погнушались прихватить конфеты и шоколадки, предназначенные на подарки детям сотрудникам редакции, той же Петуховой. Как после этого видеть в них людей? Но больше всего жаль награды, которые заработаны трудом и профессионализмом. Во время следствия, начальник уголовного розыска Алексей Выборов легко выпалил и как-то обнадёжил: «Найдём ваше золотое перо!» Но, увы, ничего сыщики не нашли, ничего редакции не вернули, а бесконечными допросами, а затем заседаниями правоохранители и в суде только измучили всех сотрудников. Нам даже показалось — наше государство больше защищает преступников. Им полагаются адвокаты, причём, некоторые опытнее следователей и представителей прокуратуры. А обычным людям, столкнувшимся с криминалом первый раз, довольно сложно отстаивать свою позицию. У пострадавших нет юристов-адвокатов, которые бы грамотно вели себя, а не эмоционально, как мы. Полицейские почему-то не зафиксировали факт общения сторожа и Глебова. Грабитель совсем не случайно спросил, кто придёт скоро на смену. А когда услышал, что более молодой, к тому же его сокурсник из профтехучилища, быстрее загоношился и ретировался. Встреться они – отпереться было бы невозможно. Следствие, на наш взгляд, прошло не на высоком уровне. Полицейские удивляли нас ещё несколько раз. Кроме несбывшегося легковесного заверения начальника уголовного розыска, удивил молодой сотрудник, выезжавший на место преступления. Участковый Денис Замбалов так неразборчиво накарябал в протоколе некоторые слова, что прокурор Александр Шовкопляс на суде не смог ни прочитать, ни домыслить его каракули. Мало того, приглашённый на следующее заседание полицейский Замбалов и сам не смог «расшифровать» свой почерк. Зато за полицейские проколы быстро хватались адвокаты. В результате заседания из-за мелких формальностей откладывались на неделю, месяцы, а в итоге вылились почти в трёхгодичный срок.

Человек с двумя лицами

- Да благословит вас, Господь, почему вы думаете на меня, помилуйте…

Эти слова лелейным и подобострастным, удивительно спокойным голоском, глядя на потерпевших, не раз на суде говорил грабитель Пётр Глебов. «Великий комбинатор» Остап Бендер отдыхает. Одна из работниц редакции аж засомневалась: может и вправду не он. Благо, есть неопровержимые доказательства, да сторож успел-таки увидеть его «неприятное лицо с тяжёлым взглядом». «Такой в живых не оставит», думал несчастный. Сторож пострадал от его рук капитально, Глебов избивал лежащего связанного человека. Зачем колотить беззащитного человека? Это лишний раз доказывает звериную сущность Глебова. Молотил так, что сторож несколько раз терял сознание. Нанёс увечья, из-за которых хороший грейдерист не смог далее работать в дорожном участке. Руки, рёбра зажили, а вот в голове образовалась опухоль. И остался человек без работы, без здоровья, и материальная компенсация не светит, ведь у него нет средств на адвоката, а бесплатный потерпевшим не полагается.

Не единожды побывав в сизо, Глебов прошёл неплохую школу психологии. «Двуликий Янус» менялся в зависимости от ситуации. В суде – невинная овечка, а при совершении преступления – волк в овечьей шкуре. Однажды на одном из заседаний суда, после свидетельства Васильева, пользуясь тем, что тот прошёл рядом, прошипел: «Что ты блевотину несёшь». И тут же сменил маску на добродушную… Невооруженным глазом можно было видеть, как дрожит перед ним молодой подельник. Под давлением матёрого отморозка Васильев писал письмо с раскаянием, менял показания. Глебов вообще чуть ли не каждое заседание выдумывал новый повод оттянуть время. Так, адвокатами у него побывали, кроме иркутского Алима Волощука, заларинские Лариса Пархоменко, Юрий Шихов, Николай Афонькин. С отказом от очередного адвоката переносилось рассмотрение в суде, ведь новоиспечённый представитель должен был заново ознакомиться с уголовным делом.

Папки бумаг составляли уже три тома, когда пришёл ярый защитник Владимир Гирин. Сам когда-то отработавший следователем милиции, хорошо зная нюансы закона, он грамотно и отчаянно мочил бывших коллег, защищая своего клиента. Один из сотрудников прокуратуры рассказывал, как адвокат Гирин отмазывал совершивших преступление людей по буквально мелким промашкам следствия. Было очень неприятно видеть, как Гирин поддерживает лживую позицию преступника. Почему-то не убедил его сознаться в содеянном и покаяться, а напротив, постоянно писал жалобы и апелляции. Будучи людьми эмоциональными, в коридоре адвокату мы высказывали, что надо бы быть почестнее… В ответ защитная реакция, что примерно в наше время означает: ничего личного, только бизнес. Интересно, такие адвокаты задумываются о будущем? Пройдёт время, и подобные недочеловеки могут встретиться им или их детям, или внукам. Не раз на эту тему мы высказывали возмущение знакомым из правоохранительных органов. Все понимающе констатировали, что, к сожалению, в современной жизни деньги вышли на передний план. Недавний пример с известным артистом Михаилом Ефремовым показал цинизм московского адвоката, не ожидавшего, что результат будет обратным. В последние годы редакции пришлось столкнуться с этой кастой: увы, порядочность пасует перед деньгами. К счастью, есть и адекватные адвокаты.

Глебов же не только то и дело отказывался от адвокатов, но также оттягивал суды, ссылаясь на болезни, объявлял в Тулунской тюрьме голодовку. Мир тесен: на встречу с сидельцем ездил прокурор исполнительной системы Виктор Лейченко, когда-то возглавлявший прокуратуру Заларинского района. Оказывается, Глебов давно знаком многим людям в погонах. В лихие 90-е его задержанием занимались зиминские сыскари. Начальником там был Вахтанги Экония – теперешний руководитель Заларинского лесничества. Сотрудником УР работал Евгений тарасевич, сейчас работает вместе с бывшим начальником. Они также поделились, что Глебов матёрый отморозок.

Вместе с адвокатом преступник много раз находил формальные поводы перенести заседание. Даже выражал недоверие судье Евгении Барушко! Хоть тут не удалось – совершенно не было к чему-то придраться. Судья действовала по закону, памятуя, что каждое заявление подсудимого должно быть рассмотрено и принято правильное решение. Законы таковы, что, кажется, будто суд идёт на поводу преступника.

Свидетели привирают

Кого только ни призывал Глебов в свидетели. Тут и родственники, соседи и даже сокамерник из Ангарской тюрьмы. Никто ничего не видел, но все что-то говорили, их выслушивали. Прокурору Александру Шовкоплясу не раз приходилось задавать вопросы, а нам всем слушать не относящиеся к делу ответы. Некоторых приглашали по несколько раз. И они меняли показания. К примеру, прохожий Поздняков, который пришёл первым на помощь сторожу редакции. Умудрившись связанным выползти на улицу В.Шадрин позвал на помощь. Парень откликнулся, помог пострадавшему, позвонил в полицию. На суде рассказал, как всё было. Но преступная сторона почему-то ходатайствует о повторном его вызове в суд. И тот уже сочиняет, что от сторожа пахло спиртным, а на столе в коридоре стояла распитая бутылка водки. Ну и ну! Хоть и пустые показания, ведь есть протокол происшествия, где нет никакой бутылки и в больнице сторожа проверяли. Но неприятна переменчивость свидетеля. В коридоре на высказывание журналиста: «Зачем же ты так соврал?», отвечает, что мама болеет и ему нужны деньги.

Вообще многие свидетели чуть-чуть, да привирали. Родню ещё можно понять, одна из сестёр так и сказала, мол, что поделать, брат всё-таки. Какой бы ни был, а жалко. По ходатайству редакции, кое-как уговорили прийти в суд бывшую верстальщицу Петухову. Совершив ошибку, связавшись с уголовником, она никак не хотела признавать свою причастность к преступлению. Очевидно, что она стала наводчицей грабежа, но покаяться перед коллективом не решилась. Однажды редакция уже пострадала от её второго мужа (первый тоже оказался в тюрьме). Взяв по её просьбе неработающего супруга на работу сторожем, утром в редакции его обнаружили спящим пьяным на полу в кабинете бухгалтерии с выбитыми стёклами. Может тот случай был предвестником нынешнего грабежа? Марина сразу после школы была принята корректором ещё предыдущим редактором газеты – без образования. Самоучкой постигала вёрстку газеты, работала добросовестно, в коллективе слыла скромной и немного скрытной. Сейчас коллеги констатируют: права пословица – в тихом омуте черти водятся…

До последней апелляции в областном суде Пётр Глебов не признался в содеянном. По статье 162 (ч.2) УК РФ он осуждён на 8 лет колонии строгого режима. Прошло три года, страсти наши улеглись. Мы наглядно выстрадали и никому не желаем встречи с миром жестокого криминала. Лояльные к негодяям люди должны помнить: преступники могут оказаться на пути каждого, только тогда приходит понимание – с ними надо бороться. Особенно тем, кто призван это делать в силу профессии. Желаем всем правоохранителям профессионализма. А совершивших злодеяние и всех покрививших душой обязательно ждёт ещё суд свыше – божий. Мы в это верим.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

133